Запуск речи

rech-rebenkaВаш малыш подрастает. Вот он начал улыбаться, задерживать взгляд на вашем лице, тянуть ручки к игрушкам. Начинает активно гулить (произносить гласные звуки), после появляется лепет. В этих звуках и сочетаниях на первый взгляд отсутствует смысл, но это звуки речи. Без них невозможно дальнейшее ее развитие.

На 9-10 месяце жизни начинают формироваться первые несложные слова :»МАМА»,»ПАПА». В 1.5 -2 года настает время когда малыш начинает понимать и осознавать речи взрослых, увеличивается количество слов, появляется простая фраза. В это время очень важно, чтобы речь родителей была правильной, грамотной и красивой, ведь малыш начинает ее копировать.

В 2 года ребенок должен научиться говорить и общаться не только единичными словами, но и уметь строить несложные предложения («дай пить», «иди ко мне»,» ты где ?…») Он имеет право на искаженное произнесение звуков. Например, произносить вместо «рак» «лак», но малыш не должен изменять звуки по-другому, например, произносить горловое «Р» вместо язычного, вместо Ш произносить нечто похожее на Ф и др. На подобные дефекты нужно обратить внимание уже в раннем возрасте.

А бывает, к сожалению, нередко такое, ребенок молчит, хотя ему пора говорить или говорит очень плохо. Отставание в овладении навыками речи к определенному возрасту вызывает всевозможные трудности и помехи. Окружающие не понимают ребенка или понимают его с трудом, малышу трудно найти контакт со сверстниками. Ему приходиться иметь дело с детьми младше себя. И чем раньше родители начинают предпринимать необходимые меры, тем больше шансов, что их малыш будет соответствовать возрастным нормам. А вот опоздание может быть роковым. И если в анамнезе у ребенка имеет место органическое поражение центральной нервной системы, то к развитию речевой функции ребенка нужно относиться предельно внимательно и обязательно правильно заниматься с ним: развивать артикуляционный аппарат, сенсорику, словарный запас, понимание речи, мелкую и крупную моторику, чувство ритма.

С этой целью и создана эффективная программа запуска речи, направленная на создание условий для «речевого дебюта».

На занятиях родители получают рекомендации по организации эффективного для стимуляции речи общения. Специалистом предоставляются разнообразные материалы по развитию как пассивной, так и активной речи. Дети присутствуют на занятии вместе с родителями. Они поют, рисуют, лепят, танцуют, тренируют координацию, коммуникативные навыки, навыки самообслуживания, речевое дыхание, выполняют артикуляционные упражнения.

Каковы же возможные причины аномалий речевого развития?

Во-первых, неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: травмы, токсикозы, психотравмы(нервные стрессы), нахождение во вредных экологических условиях.

Во-вторых, родовые травмы, которые сейчас нередки (асфиксии, ушибы черепа, наложение щипцов).

В-третьих, заболевания мозга ребенка в доречевой период (энцефалиты, менингиты, травмы)

В-четвертых, неблагоприятная наследственность.

Ребенок с левшеством тоже может заговорить позже.

В этих случаях чтобы избежать аномалии речи, следует как можно раньше проконсультироваться у психоневролога, логопеда, психолога,
нейропсихолога.