В настоящее время родители многих детей получают рекомендации от врачей (неврологов, педиаторов, психологов, педагогов) о необходимости обращения к нейропсихологу. Что же это за специалист?
НЕЙРОПСИХОЛОГ ДЕТСКИЙ — это специалист, проводящий диагностику (с использованием индивидуально подобранного набора нейропсихологических проб) определяет уровень зрелости зон головного мозга и, используя эти данные, проводит коррекционно-профилактическую работу в сфере обучения и поведения детей.
В каких случаях ребенок нуждается в нейропсихологической диагностике и помощи?
- Если у ребенка в анамнезе имеется перинатальная энцефалопатия, последствие патологии беременности и родов.
- Если ребенок мало или вообще не ползал.
- Если поздно начал говорить.
- Если у ребенка мышечная дистония (гипо-или /и гипер-тонус), плохая координация движений, недостаточное моторное развитие.
- Если имеются поставленные диагнозы ММД (минимально-мозговая дисфункция), СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), СДВГ (гиперактивность), ЗПР, ЗРР (задержка психологического или речевого развития), ЗПРР (задержка психо-речевого развития), РДА (ранний детский аутизм).
- Если школьная программа усваивается с трудом.
- Если ребенок в учебе испытывает трудности, медлителен, не собран, не усидчив, излишне активен или быстро утомляется.
- Испытывает трудности с запоминанием учебного материала, отвлекается.
- «Зеркалит» текст, в написании слов допускает пропуск букв или слогов.
Нейропсихологическая диагностика настолько точна, что практически совпадает с результатами ЭЭГ мозга и выявляет следующие параметры:
- умственную работоспособность;
- контроль за поведением;
- умение соблюдать и следовать правилам;
- степень слухового и зрительного восприятия;
- уровень слуховой и зрительной памяти;
- восприятие логико-грамматических отношений (предлоги, падежи);
- степень пространственного восприятия;
- фонематический слух;
- уровень межполушарных взаимодействий.
По результатам диагностики составляется система индивидуальной нейропсихологической коррекции, включающей в себя 2 направления. Это двигательная и когнитивная коррекция. Упражнения «двигательного» блока направлены на повышение работоспособности, выработку произвольности поведения. «Когнитивная» серия влияет на формирование памяти, мышления, внимания, пространственных представлений, гностических процессов, речь и т.д.
Улучшения наступают уже после 15 — 20 занятий. Это тот минимум занятий, который необходим, чтобы произошли положительные изменения, при условии 2-3 занятий в неделю и домашней отработкой упражнений. Дети становятся собранней, выносливей, самостоятельней, появляются выраженные познавательные интересы, повышается сообразительность.