Как определить готов ли Ваш малыш к обучению в школе? Очень важно понимать это до момента поступления ребенка в первый класс. Итак, давайте разберемся, каким требованиям должен соответствовать ваш малыш.
1. Мотивация
Вы задавали ребенку вопрос: «Ты хочешь учиться в школе и почему?» Нередко можно услышать такие ответы как «Надоело ходить в детский сад», «Мне купят красивый портфель», «В школе есть переменки», «Там не надо спать днем». Это те аргументы, которые говорят о не сформированной позиции школьника, которым ребенку предстоит стать. Неправильная мотивация приведет к горькому разочарованию в первые же школьные дни. Важной задачей является правильно психологически подготовить ребенка. Поэтому так важна предварительная подготовка к школе, в процессе которой постепенно и систематично в ситуации успеха формируется осознанное стремление к знаниям. Ребенок начинает понимать их ценность. Постепенно получение знаний становится целью обучения.
2. Когнитивные функции
Для того чтобы учебный старт стал успешным, сформированность таких психических функций как мышление, память и внимание должны соответствовать возрастным нормам.
Внимание:
- первичная произвольность (готовность воспринимать информацию от педагога и выполнять посильные задания.)
- способность удерживать внимание в течение 15 мин (при этом активное внимание 2-3 мин.)
- умение своевременно переключать внимание с одного вида познавательной деятельности на другой вид.
- распределение внимания (возможность удерживать многоступенчатую инструкцию.)
Память:
- из предложенных 10 картинок ребенок должен назвать 7-10 картинок (то же самое и со словами.)
- повторить четверостишие за учителем по памяти при 2-3 разовом прослушивании. Уметь рассказать любимое стихотворение.
- помнить имена, отечества членов семьи и их профессии, домашний адрес, дату своего рождения.
Мышление:
- найти среди предметов лишний и объяснить свой выбор по основному признаку
- собрать пазл, состоящий из примерно 10 частей
- дополнить недостающий фрагмент последовательности
- распределить предметы на соответствующие группы
- решение элементарных логических задач
- работа по картинкам – нелепицам. — составление сюжетного рассказа по серии картинок
- дополнение предложения с учетом причинно-следственных связей.
3. Графические навыки
- умение правильно держать карандаш
- пространственное ориентирование на листе бумаги (верх-низ, право-лево.)
- дополнение половины нарисованного предмета.
- умение раскрашивать, не выходя за контур.
- штриховка предметов
- продолжение графического орнамента
Показателем зрелости ребенка может послужить рисунок человека. К этому возрасту все детали рисунка должны быть пропорциональными, контуры конечностей прорисованы двойной линией, кроме головы, туловища, рук и ног должны присутствовать: шея, уши, глаза, рот, нос, прическа и по пять пальчиков на каждой руке. Человек должен быть одет. Поза должна быть не агрессивной.
Обязательным моментом, на который следует обратить пристальное внимание – это уровень речевого развития ребенка. Звукопроизношение должно быть четким и без искажений. Фонематическая структура слов и предложений – без нарушений. Словарный запас и кругозор ребенка не может быть примитивным.
Хорошо подготовленный малыш будет легко и успешно учиться и радовать Вас своими достижениями.