Много лет перед специалистами, работающими в дошкольных образовательных учреждениях с детьми, имеющими нарушения речи, стоит непростая задача: совместить традиционную программу обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, учитывая Особенности обучения детей с речевым недоразвитием.
Система коррекционно-развивающего обучения существует уже несколько десятилетий, однако до сих пор никто из специалистов – дошкольников и дефектологов не обращался к проблеме адаптации традиционных программ к условиям обучения и воспитания детей с тяжелыми речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи, заикание, задержка психического развития. Специалисты дошкольники двигались в своем направлении и параллельно им, в своем направлении шла разработка специальных логопедических программ. Точки пересечения двух параллельных прямых пока не найдено. Нельзя сказать, что при написании программ для логопедических групп не учитывались возрастные нормативы развития детей дошкольного возраста. Однако, далее специалисты в области коррекционной педагогики в своих программах основной упор делают на решение именно коррекционных задач. В то время как общеобразовательные задачи требуют такого же решения, причем желательно, чтобы эта работа проводилась не как в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука», а в едином комплексе коррекционно-образовательных и воспитательных мероприятий.
Дети с тяжелыми нарушениями речи существенно отличаются от своих сверстников.
Они имеют достаточно скудный словарный запас. Даже понятийный словарь у них крайне ограничен. Множественные нарушения звукопроизношения, аграмматизмы, сложности в овладении навыками словообразования, употреблении предлогов и, наконец, сопутствующие речевому дефекту психологические наслоения (гиперактивность, расторможенность или наоборот медлительность, неустойчивость внимания, плохая память и т.д.) мешают таким детям усваивать программу детского сада по всем разделам.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим им трудно понять суть объяснений педагога, уловить причинно-следственные связи в тексте, запомнить стихотворение, а самое трудное пересказать услышанное или составить самостоятельный рассказ. На занятиях по математике такие ребята из-за своего дефекта не могут проявить себя достаточно хорошо потому, что не всегда понимают смысл задачи, следовательно, не могут решить ее. Занятия по рисованию, лепке и конструированию также сопряжены с огромными трудностями, так как почти у всех детей с недоразвитием речи наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики. Физкультурные занятия и музыка для данной категории детей более привлекательны, но и там они не часто бывают успешными, так как у них есть проблемы с ритмом и пространственными ориентировками.
Задача всех педагогов, работающих с детьми, у которых есть речевые проблемы, максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы и сделать его интересным и занимательным для ребенка.
Все специалисты, участвующие в воспитательно-образовательном процессе, прежде всего, должны хорошо понимать и знать особенности данной группы детей и построить свою работу таким образом, чтобы в ней осуществлялась преемственность.
Как же решить эту задачу?
Прежде всего, принимая во внимание трудности, которые испытывают дети с речевыми нарушениями, при усвоении всего нового, а так же понимая, что исправление речевого дефекта – это важнейшая задача для специалистов, работающих в логопедической группе, надо чтобы лексическая, грамматическая, фонетическая работа проходила через все виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок во время пребывания в детском саду.
Например, если логопед на своих занятиях работает над темой: «Осень», то неплохо было бы на занятиях по математике считать, например, осенние листья, на занятиях по изобразительной деятельности – рисовать осенний лес, на занятиях по развитию речи – рассматривать и обсуждать картины, сюжетное содержание которых связано с темой «Осень», разучивать стихи об осени, на музыкальном занятии слушать музыку с соответствующим настроением и названием, петь песни об осени. Когда речевой материал, озвученный логопедом на занятии, «пройдет» через всю деятельность ребенка, включая и игровую (воспитатель организует игры на заданные темы), тогда он ляжет прочной базой в память ребенка. Более того, ребенок сможет спокойно пользоваться в активном словаре не только отработанной лексикой, но и грамматическими конструкциями, усвоенными в ежедневной практической деятельности. Закрепление материала будет происходить не путем заучивания, зазубривания, а путем естественным, которым входят в нашу жизнь любые интересующие нас знания.
Чтобы организовать подобную работу, необходимо чтобы все специалисты, принимающие участие в учебном процессе совместно составили общий план работы, позволяющий избежать расхождений в планировании. В процессе работы необходимо проводить взаимопосещения и консультации с целью уточнения трудностей, возникающих у того или иного ребенка и выработке совместных действий по их преодолению.
Большая роль в этой работе отводится воспитателю, так как он более других специалистов находится с ребенком, может посещать все занятия и скорее увидит те проблемы, которые возникают в процессе обучения.
Еще одной проблемой, требующей решения, является перегрузка занятиями детей, посещающих логопедические группы. Так как к основным занятиям, которые проводятся в массовом детском саду, добавляются ежедневные логопедические занятия, занятия по развитию графических навыков, индивидуальная работа, проводимая воспитателем во второй половине дня, учебная нагрузка ребенка логопедической группы в иной день бывает очень велика. И без того психически ослабленный ребенок с проблемами в развитии вынужден работать более чем его здоровые сверстники. Чтобы решить эту проблему целесообразно как можно больше занятий проводить в форме игры, организации различных досугов, конкурсов, соревнований, чтобы избежать статичных поз, несвойственных ребенку данного возраста, излишнего нервного напряжения. Особенно это важно в группах для заикающихся детей.
Следует также рассмотреть возможности совмещения программы воспитания и обучения в детском саду под руководством Васильевой М.А, Гербовой В.В., Комаровой Т.С. и коррекционной программы под редакцией Филичевой Т. Б, Чиркиной Г.
В программе обучения и воспитания под редакцией Васильевой М.А. в подготовительной группе рекомендуется проводить 14 занятий в неделю. Ежедневно групповые занятия проводит и логопед. Итого в неделю получается 19 занятий, т.е. в среднем в день получается 4 занятия. В то время как санитарно-эпидемиологическими нормами предусмотрено проведение не более 3 занятий в первой половине дня для старшей и подготовительной группы. Кроме того, во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия по заданию логопеда, занятия с психологом и другими специалистами дополнительного образования. У детей не остается времени ни на какую другую деятельность, кроме учебной.
Какие же есть возможности по решению проблемы совмещения традиционной программы воспитания и обучения с коррекционными программами обучения и развития?
Наиболее оптимальным решением было бы создание новой «адаптированной» программы, основанной на кардинальной переработке двух программ, которая вместила бы все основные принципы, задачи и содержание обучения и воспитания. Вероятно, это задача будущего и такая программа возникнет, тем более, что количество детей, имеющих проблемы речевого развития растет из года в год. Не все дети имеют возможность посещать логопедические группы. Они получают помощь в условиях общеобразовательных детских садов, в которых так же встает проблема организации учебной деятельности детей и совмещения двух программ.
Для разработки такой программы требуется достаточно большой отрезок времени и работа большого коллектива научных работников, как дефектологов, так и педагогов-дошкольников.
На практике сейчас логопеды и воспитатели, методисты детских садов испытывают большие трудности при составлении расписания занятий для детей, отмечают большую загруженность детей именно учебными занятиями, существенное сокращение времени, которое ребенок может уделить самостоятельной творческой и игровой деятельности. Такой крен в заорганизованность детей вряд ли даст возможность развиваться ребенку гармонично. Почти наверняка приведет к ослаблению физического здоровья.
После тщательного анализа программы стало понятно, что многие разделы программы по развитию речи дублируются и логопедом и воспитателем. Выявление повторов в обеих программах и корреляция программного материала позволит снизить учебную нагрузку детей.
Обычно прохождение материала в логопедических группах идет по лексическим темам. Такие темы как: «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Деревья»…- их можно назвать мир растений и темы: «Животные», «Птицы», «Рыбы»…- мир животных изучаются воспитателем на занятиях по экологическому воспитанию. Темы: «Город», «Наша Родина», «Транспорт», «Одежда, «Обувь, «Профессии»… — рассматриваются на занятиях по ознакомлению с окружающим. Логопед проводит такие же занятия, но цели и задачи преследует иные, чем воспитатель.
Сегодня воспитатель проводит еженедельно 1 занятие по ознакомлению с явлениями общественной жизни, 1 занятие по экологическому воспитанию, 1 занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, 1 занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы считаем, что не в ущерб программе можно чередовать занятия по экологическому воспитанию с занятиями по ознакомлению с явлениями общественной жизни. Так как логопед на своих занятиях не только проводит коррекцию речи детей, но и воспитывает у детей бережное отношение к животным, к природе, расширяет представления детей об окружающем их мире, воспитывает чувство патриотизма. Изучение двух тем одновременно (например «Дикие животные» — в разделе экологическое воспитание и «Транспорт» — в разделе ознакомление с явлениями общественной жизни) создает ненужную путаницу в головах детей, мешает им стройно и логично закреплять и усваивать полученный во время занятий материал.
Освободившееся от занятий время может быть использовано ребенком для творческих игр, произвольного общения как со сверстниками, так и со взрослыми, что помогает перевести полученную на учебных занятиях сумму знаний из пассивного словаря в активный, закрепить навык самостоятельной речевой деятельности на более высоком лексическом уровне.
С основными причинами, связанными с тем, что ребенок плохо говорит, Вы можете ознакомиться здесь